Ленину приписывают цитату : «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Как тебе кажется, актуально ли это сегодня? То есть это незамысловатые формы подачи по сравнению с театром, потому что театр — это что-то более сложное. Да, потому что цирк — это что-то развлекательное, а через развлекательное достаточно легко в человека заронить какую-то серьёзную мысль. У нас есть спектакль
«Бешеные деньги», комедия, просто ха-ха! Зал с аплодисментами… Но все, кто выходит с этого спектакля, выходят с таким настроением, типа да, класс, нам понравилось. Но и есть о чём задуматься. Мне кажется, у многих людей есть такое отторжение к серьёзности. Для того чтобы стать серьёзным, нужно открыться. А вот смехом всегда очень легко закрыться и отшутиться. Но всё равно слышишь информацию, которая до тебя доходит. А когда серьёзное, то надо сидеть, понимать, воспринимать, вникать. Не все к этому готовы, не все этого хотят. Кино — это просто легко, визуально. На плоском экране готовая картинка, не может быть плохо слышно, плохо видно, не нужно сильно напрягаться, чтобы понять. Плюс есть большие возможности за счёт монтажа, какое-то более динамичное повествование. Это тоже аттракцион некий. Наверное, поэтому.
Ты обращаешь внимание на зрителей, которые приходят на постановку? Конечно. От зрителя идёт очень мощная энергетика. У нас есть такое: у того, кто первый выходит на сцену в спектакле, всегда спрашиваем: «Ну что, как сегодня?» Заходит актёр и говорит: тяжёлый зал. Бывает, играешь комедию, и так и эдак, и вот я подал реплику. Всегда смеялись! Сегодня не смеются. Как будто занавес пожарный опустили между тобой и залом. А бывает наоборот: выходишь — и сразу же чувствуешь зал. Это магия. Я считаю магией театра, когда 700 человек существует в едином энергетическом коконе и друг друга подхватывает. Просто бывает, что на тех же комедиях люди стесняются смеяться. Поначалу это такие тихие хихиканья, и потом кто-нибудь не сдержится и как засмеётся! И всех сразу прорывает, потому что люди такие! Он засмеялся, он как-то глупо и смешно выглядел, но мне же тоже смешно, я же тоже могу посмеяться. Буду смеяться! Зал чувствуется всегда.
Я люблю малую сцену. Большая сцена у нас по уровню находится выше, чем зрительный зал. Малая сцена наоборот: пол — и начинают сразу ряды подниматься, как амфитеатр. Ты видишь сразу всех, потому что все прямо перед тобой находятся. Это очень здорово — встречаться глазами со зрителем! У меня был такой случай в спектакле: финал «Бешеных денег», драма, я рыдаю, делаю паузу, готовлюсь сказать одну из финальных реплик. Она очень душевно напитанная мной… И начинает звонить телефон в зале! Женщина в первом ряду, на малой сцене. А там ничем не прикроешься, пауза, все смотрят на меня… Я должна сказать фразу, и получается, что сижу прямо перед ней. Сижу и молчу. Смотрю на неё. И весь зал смотрит на неё, потому что она взяла на себя всё внимание. Самое ужасное, что она достала телефон из сумки очень судорожно, даже ни на кого не посмотрела, и начала в нём что-то отвечать! Я понимаю, что весь мой трагический настрой испарился далеко и надолго, что сейчас мне хочется просто ударить эту женщину. Я не жестокий человек, но так нельзя же, это некрасиво. Поднимаю глаза наверх, понимаю, что пауза длится уже целую вечность, уже надо что-то говорить. И вижу примерно своего возраста молодого человека, ряду на третьем, смотрю на него, он смотрит на меня, и поддерживающе качает головой. Эта мгновенная реакция, когда человек тебя понял и ему не потребовалось ничего говорить для этого, сразу тебя включает. Поэтому очень важно, чтобы такой зритель был. При этом перед своими родственниками и друзьями гораздо сложнее играть, потому что они не объективны, а очень важна живая реакция не знающего тебя человека. Она очень приятна.
Мы уже немного поговорили про кино. Есть ли какие-то фильмы, которые тебе запомнились? За последнее время такого нет. Трогает меня классика в основном. А ещё я очень люблю мультики! Это сродни простому, как цирк и кино. Тебе, как ребёнку, рассказывают очень простую историю, но с очень глубоким смыслом. Эта история поднимает какие-то очень трогательные и вечные вопросы, как понятия о добре и зле. Из последнего мне очень понравился мультик
«Тайна Коко», потому что там действие происходит в канун Дня мёртвых. Это день, когда люди ставят на семейный алтарь фотографии своих умерших родственников, и в этот день призраки близких могут прийти из загробного мира к ним в гости. Мультик по сути про смерть! Для маленьких детей! Как ребёнку объяснить, что такое смерть, что такое загробная жизнь? Мне очень понравилось, что там была такая история: в загробном мире, если на Земле не остаётся ни одного живого человека, который тебя помнит, ты исчезаешь и из загробного мира. Там есть такой диалог у персонажей — а что дальше? Отвечают: а дальше никто не знает, что.
А если говорить о кино, очень люблю военное, как художественное, так и максимально документальное. Люблю Спилберга, честно! Смотрела все его фильмы. Он мне нравится как художник, так как снимает действительно классическое кино, эпичное в глобальном смысле. Если Спилберг берёт какую-то тему, он её максимально раскручивает. К русскому кино отношусь неоднозначно. Считаю, что всё, что случилось с кино после Советского Союза, — это плохо. Мне кажется, у нас сейчас без души всё делается. Современное русское кино делается без желания сделать что-то как художник. Есть просто желание собрать кассу. Это не воспринимаю ни в каком виде. Собирать кассу должно хорошее кино.
Ваш театр известен тем, что затрагивает в своих постановках социальную тематику, старается двигать в общество прогрессивные идеи. А что думаешь о подобном в кино? Например, режиссёр Юрий Быков, фильмы «Дурак», «Завод». Знакома с его творчеством? Знакома. Если я захочу окунуться в социальную сферу, я могу посмотреть социальные ролики, почитать газеты, новости, в конце концов. Кино всё равно должно быть художественно эстетичным. В этом смысле тот же Звягинцев затрагивает очень много остросоциальных тем. Но у него при этом фильм на фильм не приходится. Иногда бывает какая-то полная жесть и чернуха, после которой хочется сказать: «Да зачем я здесь живу, прощай, жестокий мир». Такое я не люблю.
Тебе «Левиафан» понравился? Нет, не понравился. Это всё к разговору об эстетике. У фильма должен быть стиль. Я знаю, что у людей всё плохо, знаю, что на периферии люди живут бедно. Знаю, что там очень остро стоит проблема алкоголизма, причём не от хорошей жизни. Это всё известно. Но когда ты прикасаешься к искусству, хочется получать всё равно какие-то положительные эмоции. Если говорить про катарсис, то это всё-таки очищение. Ты как бы обнуляешься, даже когда затрагиваются какие-то грустные, плохие и неприятные темы. После них должно что-то оставаться кроме ощущения, что об тебя сейчас вытерли ноги.
Я считаю, что есть некоторые вещи, как нас учили ещё в институте, которые не сценичны. Это можно сравнить со сценическим боем или фехтованием. Ты можешь по-настоящему ударить человека? Можешь. Но не факт, что это будет сценично смотреться. Или иногда в каких-то спектаклях, если это комедия, нужно сыграть, что герой идёт в туалет, отворачивается. Но он же не делает этого по-настоящему! Потому что это не сценично и не эстетично. Есть такие спектакли, где всё делается по-настоящему. Но есть вещи, которые не надо выносить. Например, если я хочу посмотреть на голые тела, то могу это сделать дома, со своим любимым человеком, и не хочу смотреть, как по-настоящему на сцене занимаются сексом. Потому что я могу не только смотреть, но и делать это дома. Зачем мне это смотреть на сцене?
Излишний реализм всё-таки лишний? Да, я всё-таки за некоторую условность в театре.
Но, возможно, некоторые независимые режиссёры стараются за счёт всяких художественных приёмов лишний раз обратить внимание зрителя на некую проблему в обществе. Да. А некоторые это делают так, как говорит мой любимый педагог: «Когда я не знаю,
что, я начинаю искать,
как». Если не знаю: «Что бы им тут поделать? Ой, ну пусть сексом занимаются». Всё равно люди будут смотреть. Это же продаётся. И покупается. Мол, голые сиськи-письки! Надо идти смотреть. Это, наверное, что-то актуальное. А приходишь — там просто голые люди и ничего. Это никак не оправдано, зачастую никакой идеи в этом нет.
Я, например, считаю, что обнажённая натура может быть хороша, если это Булгаков, «Мастер и Маргарита», бал у Сатаны. Прямо жду, когда появится спектакль, где будут голые ведьмы, потому что это классно, если сделать правильную атмосферу. И в этом уже есть идея, она уже заложена автором, тебе не нужно ничего придумывать. А когда голые Ромео и Джульетта посреди сцены на кровати, обмазанные маслом, играют первую любовь?! Я такого не встречала и не верю, что первая любовь такая. Часто бывает, что вместо голого женского тела очень красиво смотрятся современные возможности работы со светом, или костюмы, или техническое оснащение сцены, включая тот же дым. Девушка в бежевом балетном купальнике без швов будет выглядеть как голая, и это смотрится красиво. При этом так подсвечено и сделано дымом, что это намного больше содержит в себе какой-то эротики, загадки и в хорошем смысле возбуждения, чем если бы она просто вышла и стояла перед тобой голая. В этом, я считаю, должна быть условность какая-то.
Слышала про «Театр.doc»? Да, слышала, была. Даже есть знакомые. Но мне там не всё нравится. У них есть серия спектаклей
«Человек.doc», где актёры делают наблюдение за человеком и от его лица рассказывают какую-то историю. Это интересно. Но когда показывают как кого-то бьют, бросают в подвал...
Я неоднозначно отношусь к современному искусству. Оно должно в себе нести очень сильную идею. Это должен быть какой-то ярый протест и манифест, но он должен быть очень жёстко обоснован. Поэтому не люблю, когда показывают, как кого-то насилуют, бьют. Есть документальное кино, разные случаи из жизни. Я могу их почитать, ужаснуться, извлечь для себя какие-то уроки. И этого будет достаточно. Кому-то, может, просто экшена в жизни не хватает, и они хотят смотреть на жесть. Может быть, для людей это выплеск эмоций. Когда люди ходят на бокс, на бои какие-то... Всё это имеет место быть — пожалуйста. Просто это не моё.
Смотрела фильм «28 панфиловцев»? Слышала историю, как собирали деньги на съёмки? Нет. Но военное кино очень люблю, советское в первую очередь. Оно удивительно снято. Оно такое доброе, такое светлое! Этим кино они давали людям то, что нужно было дать, что людям хотелось. Для нас сейчас это больше художественное кино, а для тех людей оно было практически социальное.
Войну вообще сложно показать. Да, но там демонстрируется именно определённое эмоциональное состояние. А если бы показывали просто войну, всё скатилось бы в чернуху.
А после советского хочется жить, любить, помогать людям, помогать ближнему. Это здорово. Мне очень нравится то кино ещё и за то, что, когда оно снималось, это была команда людей, сплочённая, подобранная не случайным образом.
Сейчас в современном кино часто сменяются кадры, бывает очень ломаный монтаж, длинных кадров практически нет. Чем отличается очень хорошее европейское, американское и советское кино? Там кадр может идти 10–15 минут. Люди существуют в одном кадре. Это репетировалось, над этим проводилась огромная работа. А сейчас будут снимать наш с тобой диалог. Но у тебя в этот день спектакль в театре и тебя нет. Поэтому снимают меня с одного ракурса, а потом снимут тебя. Потом нас склеят и типа у нас диалог. Да, понимаю, времена меняются, меняются условия, меняются потребности зрителя. Спрос рождает предложение. Если бы такие фильмы не собирали кассу, то они бы не выпускались. А на них ходят, их смотрят и многие, господи прости, хвалят! Значит, есть потребность, значит, это будет сниматься.
Ты сейчас говоришь о массовом кино. А театр может быть массовым? Я мечтаю о том, чтобы это случилось. Есть очень важная вещь — меняются поколения. И мы ничего не можем сделать с развитием технологий. И способ восприятия информации у молодого поколения сейчас абсолютно другой, как и ритм жизни. Очень часто слышу от старшего поколения: «А вот в наше время...» Сейчас, мол, молодёжь вообще ничем не интересуется, ничего не хочет знать и ничего им не нужно. Это не так — им нужно очень многое. Может быть, не стоит ругать их, что они ничего не хотят знать. Может быть, это мы не так им объясняем? Может, пришла пора нового театра в смысле технологий? Может, нужно добавить спецэффектов в театр? Хорошо, давайте добавим, слова от этого не поменяются. Я лично уже участвовала в подобных спектаклях. Один из них был в институте, а второй играю сейчас. Они поставлены по абсолютной классике. Это
«Бешеные деньги» Островского, а в институте была Чеховская
«Чайка». После этого спектакля люди выходили с огромными глазами и говорили: «В смысле? Это Чехов? Это же вот здесь и сейчас! Это же настолько актуально!» У режиссёра получилось обернуть всё так, чтобы это не было вызывающе современным. «Чайка» у нас шла под музыку Аукцыона. Когда спектакль только начинался, были такие в зале, кто хмыкал, мол, что это такое происходит вообще?! А под конец люди не могли себе представить, как можно сделать по-другому. Это очень здорово! Может быть, нам действительно нужно развиваться дальше в подаче материала. Это моя мечта, чтобы театр стал массовым, чтобы им интересовалась молодёжь. Нам нужно идти вперёд.