Чем бы ты занималась, если бы не было необходимости работать на этом комбинате?
Тогда я бы работала с металлом, например, на ЗИЛе и поставила бы себе задачу добраться до возможно высшего разряда как токарь. Это мне интересно. Станок мне интересен. А пищевое производство я воспринимаю как... Ну, конечно, эта работа нужна, мы кормим людей, это все-таки не кустарное, а именно индустриальное производство, но все-таки пищевая промышленность это что-то примитивное. Металлисты – это выше. Может быть, это представление прошлого века, но все-таки металл — это металл, машина — это машина. А нас делят на касты и считается, что вот слесарь — он понимает и пусть нажимает кнопки, а ваше дело только коробочки ловить. И если какую-то машинку попроще пытаемся подналаживать сами, то слесаря-мужчины на это, надо сказать, смотрят спокойно, а вот мастера поднимают шум, что вот, не трогай. Как будто мы не советские кадровые рабочие с долгой биографией и опытом работы с разной техникой, а совершенно тупые существа, которые только могут с места на место что-то перекладывать. Да и слесаря у нас поступают не со специальной подготовкой, всему учатся на месте.
Никуда не делось индустриальное производство и никакие нанотехнологии и постиндустриальные инновации не отменяют ни поточного массового производства самых обычных, необходимых в быту предметов, ни ручного труда. Поэтому говорить о том, что рабочий класс как-то изменяется вплоть до полного исчезновения, бессмысленно. Другое дело, что современный рабочий класс в чистом виде — это, по-видимому, гастарбайтер. Причем во всем мире.
То есть индустриальный труд, индустриальное производство в его классическом виде ложится почти полностью на него. На тех, кто приезжает на заработки на крупное предприятие из аграрных местностей, из местностей, где полный упадок. Ну и то, что в Москве сосредоточено до сих пор какое-то крупное производство и люди едут на заработки сюда — это еще один крупный признак того, что Россия уже классическая страна третьего мира. Гипертрофированная столица и периферия, которая совсем нищая и можно выживать еле-еле практически натуральным хозяйством. И если уж организовывать людей, если приводить к простейшему пониманию, что профсоюзная организация необходима, то все это объяснять надо вот этим ребятам — узбекам, таджикам, молдаванкам и русским, которые у нас приехали из Дагестана, Краснодарского края.
Мы останемся, мы все равно будем работать, выпускать продукцию. Делать еду, шить одежду, собирать автомобили и т.д. Даже если Россия уже не ведущая индустриальная держава, если у нас уничтожено станкостроение, приборостроение, то все равно что-то выпускаться будет. Значит, останемся мы, останутся наши интересы. Не то, что даже классовые интересы, а просто наша необходимость при тяжелой интенсивной работе жить более-менее сносно. Конечно, это не конечная задача. Конечная задача – это изменение характера и мотивации труда.
Невозможно перевести всех в потребители. Всегда останутся простые практические потребности, простые предметы, которые глупо возить через полконтинента. Хотя с этим тоже сталкивались. Я раньше работала на обувном производстве порядка двух лет, там у нас международное сотрудничество кончилось тем, что заготовки кроссовок, уже сшитые в Китае, возились через всю страну, а это же практически возить воздух. И уже здесь доделывались до конца, приделывалась подошва к ним. А часть продукции, которая шла под нашей же маркой, вообще полностью делалась в Китае, мы здесь ее только переупаковывали. Ну, это вообще глупейшее занятие. Это сколько же мазута сожгли, пока везли это все эшелонами оттуда через всю страну! Как капитализм ради прибыли копеечной, сиюминутной расточительно и бесстыже транжирит труд! На самом деле он не ведет ни к какой рационализации, ни к какому оптимальному использованию труда. Это надругательство над трудом, это его бессмысленная растрата. Чтобы люди были заняты, получали какую-то зарплату, сами были какими-никакими, но потребителями-покупателями, но при этом идет покушение на личное время работника, а тут расходуется нерационально.