про работу и людей
Екатерина, дизайнер интерьеров, визуализатор
«Сотрудника берут не для того, чтобы он учился, не для того, чтоб творчески развивался; его берут для того, чтобы он работал, приносил прибыль. Всё банально, но у людей создаётся какая-то иллюзия, что их хотят чему-то научить, что мир добр, что нужно думать позитивно, всё на самом деле хорошо, всё в порядке вещей и неудача — это только развитие. Мне кажется, что вся эта смена деятельности — просто профессиональная неприспособленность, связанная со странными меняющимися потребностями рынка»
Дизайнер интерьеров и визуализатор Екатерина о становлении в профессии, покорении Москвы, фрилансе и возможности творческой реализации в рыночном обществе.
Как ты стала дизайнером?

В детстве у меня не было никакого понимания, кем я хочу стать. Я ходила в художественную школу, мне нравилось сидеть, созерцать, рисовать. Меня там хвалили — всем очень нравилось, как я рисую. Но потом что-то пошло не так.
Я готовилась к поступлению в художественное училище, чтобы учиться на дизайнера. Там нужно было рисовать определённым образом, а определённым образом я уже не могла. У меня возникли проблемы с поступлением. Когда я поступила, у меня возникли проблемы с учебой, потому что я не могла соответствовать тому стилю, который требовался. У меня были проблемы и депрессия из-за жёсткого стиля преподавателя. Причём сначала он говорил, что у меня всё получается, а потом говорил, что у меня всё плохо. Мотивировать хотел так. А так не работает в педагогике с творческими людьми.
В общем, в училище рисовать мне уже расхотелось, но оставалась иллюзия, что я могу стать дизайнером. Это модно и творчески. На момент учёбы я уже работала дизайнером и занималась дизайном сайтов. В процессе обучения мне пришла мысль, что нужно получить высшее образование. И я пошла учиться в архитектурный университет, чтобы стать дизайнером интерьера.
Были ли у тебя ещё какие-то увлечения, хобби, подработки?

Я подрабатывала учителем рисования в художественной школе и студиях с людьми разного возраста. В школе меня поразила отсталость учебной программы от развития детей. Дети очень разные. Есть такие, у которых уже к 15-летнему возрасту сформированы действительно очень хорошие навыки и хороший вкус. На уровне взрослых людей с художественным образованием. Я старалась разнообразить учебную программу для них. Хотелось сделать так, чтобы всем было интересно, актуально. Например, была тематика, связанная с различными художественными стилями, и каждый мастер-класс был посвящен определенной тематике — стилю Дэга, сюрреализму или абстракционизму. Мне было очень интересно самой. И я видела, как людям это было интересно. В основном я старалась всех хвалить. Когда ты видишь, как другие рисуют, ты видишь прежде всего индивидуальность человека и то, как уникально он видит и чувствует этот мир. Хочется действительно поддерживать тех, кто стремится к рисованию, к самовыражению. Вообще не понимаю таких учителей, которые могут указывать на стиль живописи, ошибки; по-моему, никаких ошибок в творчестве вообще не может быть.
Ты закончила университет и сразу переехала в Москву?

После получения диплома поехала в Москву. В качестве работы пыталась найти что-то действительно интересное, то, чего нет в моем городе. Например, такие вещи, как продажи совсем не привлекали и не привлекают.
Как ты пришла к решению о том, что вообще нужно переезжать в Москву?

Это было не связано с финансовым аспектом, как у многих. Скорее, с аспектом культурным, с моим желанием расширить кругозор и получить более высокий уровень в плане работы и культуры. И это получилось.
Расскажи подробнее про свой опыт работы.

Я работала в разных сферах, но все они так или иначе были связаны с творчеством. Сменила за три года около десяти мест работы. Конечно, подобная ситуация в Москве в порядке вещей, можно сказать. Я работала 3D-визуализатором, дизайнером, флористом, чертежником и опять визуализатором. Сначала проходила стажировку в компании, занимающейся проектами интерьеров и продажей мебели, потом немного преподавала, потом решила заниматься цветами — весьма интересный опыт, показавший на практике, что это не моё. Затем получилось устроиться в компанию — модный стартап. Моя работа заключалась в создании 3D-изображений. Следующая работа была связана с интерьерной визуализацией. Также удавалось делать самостоятельно проекты по интерьеру.
И это всё за три года в Москве?

Да. Такая специфика. Люди стараются подыскать что-то по душе, найти «своё», найти себя. Это ведь гораздо привлекательнее скучной однообразной стабильности. Мы сами создаём свою реальность.
На чём ты в итоге остановилась и почему выбрала именно эту вакансию?

Я пока ещё ни на чем не остановилась. В постоянном поиске пребываю уже три года.
Почему ты постоянно ищешь новое? Надеешься найти что-то поинтереснее?

Мне интересно, когда есть challenge [challenge — вызов], чтобы было не скучно. По тем или иным причинам через три месяца работа надоедает либо становится рутинной, нет никакого прогресса.
Например, сейчас я делаю достаточно стандартизированное 3D с одними и теми же приемами, ориентируюсь на руководителя, и это становится скучновато.
Если бы тебе сейчас предложили преподавать, допустим, в школе или на курсах, ты бы согласилась?

Я думаю, да. Постоянно ищу такую подработку, но, если честно, я ищу три года и ничего не могу найти. Я находила благотворительные курсы, но не дошла туда, поскольку денежная мотивация тоже нужна, и бесплатно работать я не готова.
Сейчас считается очень крутым, когда ты не сидишь на одном месте, типа развиваешься. Ну, может, эти люди действительно развиваются и, может, мне так не повезло, но у меня ощущение было такое: да, это что-то новое, но ты меняешь равноценные вещи. Это всё очень большой стресс. В этом есть элемент новизны, но нет действительного роста. От смены мест деятельности ты не растёшь.
Есть такое ощущение, что это связано с неустойчивостью экономических структур, с тем, что сегодня фирма открылась, а завтра разорилась. И так как это считается нормальным в процессе хода рыночной экономики, то, соответственно, и такое «прыгание» с профессии на профессию тоже считается нормальным. Однако с психологической точки зрения очень трудно принять, когда сегодня ты нужен срочно и по 14 часов в день, а завтра тебе скажут «спасибо» и пожелают удачи, выплатив зарплату.
Когда я работала флористом, меня очень поразила такая ситуация: нужно было набирать новых сотрудников, и этим занимались мы. Приходили и бабушки, и маленькие девочки, и взрослые женщины. Все они не подходили. Они говорили, что хотят заниматься чем-то творческим, но всё это смешно звучало. Они не понимают, что на самом деле всё это очень трудно. Грубо говоря, даже 12 часов простоять на ногах очень трудно.
Сотрудника берут не для того, чтобы он учился, не для того, чтоб творчески развивался; его берут для того, чтобы он работал, приносил прибыль. Всё банально, но у людей создаётся какая-то иллюзия, что их хотят чему-то научить, что мир добр, что нужно думать позитивно, всё на самом деле хорошо, всё в порядке вещей и неудача — это только развитие. Мне кажется, что вся эта смена деятельности — просто профессиональная неприспособленность, связанная со странными меняющимися потребностями рынка.
Ты считаешь, что сегодня люди не имеют возможности найти свою нишу и уже в ней стабильно развиваться и расти?

Получается, что да. Нет возможности развить некие проекты до такой степени, как всем хочется, по причине конкуренции. Наверное, люди творческие, которые готовы и хотят что-то искать, вынуждены не получать деньги, не получать навыки, не быть устроенными, до конца ни в чём не разбираться.
Ты поддерживаешь связь, например, с одногруппниками или с бывшими коллегами?

Да, за всеми наблюдаю в инстаграме (смеётся).
И у всех примерно такая же история получается?

Есть те, кто занимается по профессии и знает чего хочет. Как-то с финансами у них всё изначально было хорошо: они не были вынуждены немедленно устраиваться на работу, они имели возможность спокойно искать себя.
Образование здесь тоже играет роль. Те, кто после художественного училища пошёл дальше, в высшее учебное заведение, сейчас, естественно, более реализованы, чем те, кто не пошёл никуда — они практически остались на том же уровне, на котором были в училище. Те, кто всё-таки посчитал, что им нужно получить высшее образование, сейчас занимают высокооплачиваемые должности.
Можешь ли ты сказать, что весь твой опыт работы пошёл тебе только на пользу? Портфолио растёт, резюме на хедхантере выглядит солиднее, больше строчек в трудовой книжке.

На самом деле это минус, потому что все спрашивают: «Почему вы там три месяца работали и там три месяца?» Я придумываю, что это была проектная работа, но на самом деле это не так. Компании очень любят, когда человек на одном месте работает долго. Им это принципиально.
Ты никогда не пробовала заниматься фрилансом?

Всё время. Все думают, что фриланс — это когда сидишь на Филиппинах, делаешь оттуда 3D-визуализации, получаешь за это бешеные деньги и пьёшь кокос. Например, в Таиланде даже есть деревня фрилансеров.
Говоря о специфике фриланса — да, это выглядит очень заманчиво. Нет прямого работодателя, который тебе непосредственно указывает, что делать, и имеет вербальный контакт с тобой. Существует частая проблема: либо директор, либо заказчик чётко не могут сформулировать техническое задание и сами не знают, чего им надо. Допустим, им просто нужна визуализация, но они не знают, как это должно выглядеть — красный цвет им нужен или зелёный. У неопытного заказчика, который в первый раз делает заказ, и получается такая ситуация.
Но если ты на фрилансе, заказчик обязан сделать чёткое техническое задание, чтобы он ничего не смог сказать попутно или внести корректировки — всё задокументировано, своё техническое задание он выслал и тем самым признал, что он хочет именно это, а не что-то другое.
Таким образом, фриланс очень привлекает людей творческого склада, потому что они не любят вот этого всего — вот эти «красные прозрачные линии в виде котёнка» — по сути, это дополнительное время за те же деньги.
Я думаю, что если бы за красную линию и котёнка заплатили бы нормально, то никаких претензий и вопросов у дизайнера не было бы.
Правда ли, что фриланс помогает освободить больше времени для себя?

Бывает так, что рабочее время наоборот сильно увеличивается у тех, кто работает на фрилансе. Если будешь работать размеренно 8 часов, ты заработаешь по факту очень мало, потому что существуют фрилансеры-демперы, которые сбивают цену.
Есть крутые 3D-дизайнеры, которые работают на фрилансе и могут себе позволить выбирать заказы. И то, наверное, не всегда. Насчёт огромных заработков — тема вызывает много вопросов.
Насколько выгодно быть фрилансером в Москве?

На самом деле вообще не выгодно. В Москве очень дорогая аренда жилья. А если у тебя есть квартира в Москве, ты можешь практически не работать, перебиваясь редкими заработками.
И компании не очень любят фрилансеров. Если только тех, с кем они работали не на фрилансе и с кем уже есть понимание друг друга. Компаниям не хочется платить за каждый чих. Ты захотел изменить цвет — ты вынужден платить. Со стороны заказчика визуализации это тоже не очень, потому что сделать такое по факту фрилансеру не трудно. Никто не может работать в итоге. Ни исполнитель, ни заказчик — все недовольны. Какое-то единое понимание расценок и количества правок невозможно выработать универсально.
Я так поняла, специфика твоей профессии заключается в том, что ты работаешь с готовым техническим заданием. Насколько дизайнеру, например, для комфортной работы нужен коллектив?

В таком случае коллектив вообще не нужен. У меня есть средство производства — это мой ноутбук. Я продаю свою рабочую силу самостоятельно и никакой коллектив не нужен. Разделение труда происходит, например, в дизайнерских фирмах, где, допустим, я могу придумывать, чертить и визуализировать интерьер. Например, есть фирмы, где кто-то один придумывает, второй чертит, третий визуализирует. Это делается для быстроты, потому что очень много текущих проектов и очень много правок. Если фирма расширяется, то это, конечно же, необходимо. Таким образом появляется коллектив.
Можно ли сказать, что работа на фрилансе по сравнению с работой в офисе, где каждый занят своей частью, даёт больше возможностей творчески проявить себя?

Я думаю, что и работая в офисе можно творчески себя проявить. Это вообще не помеха. Теоретически — да, на фрилансе ты делаешь, что захочешь. Но практически ты устаёшь в любом случае. Есть нагрузка на глаза. Как-то нужно чередовать режимы труда и отдыха. Если ты не будешь этого делать, то просто не сможешь дальше работать.
Работая в офисе, ты можешь выкраивать время на какие-то свои проекты, причём в рабочее время или, допустим, задерживаясь на работе, если уж ты стремишься развивать свои навыки и так далее. А на фрилансе может быть такая ситуация, что ты застрянешь в каком-то угаре, как очень многие фрилансеры, когда есть деньги. Они получают хорошо, нет контроля — дисциплина теряется, что ли, при отсутствии контроля.
Расскажи, как ты отдыхаешь. Может быть, занимаешься какими-то творческими проектами вне работы?

Чем интенсивнее работа, тем меньше тебе вообще хочется что-то делать. Думаешь: «Вот закончится работа, как бы прийти, полежать…» Я считаю, что чуть-чуть рисую, но это не то, что я хотела бы делать. Я себе это представляю как что-то более оформленное, цельное, но на это у меня просто нет времени.
А если бы у тебя не было необходимости работать каждый день?

У меня был такой период. Я специально решила не работать какое-то время. Это был эксперимент. Но я пришла к такому выводу: всё объясняется, с одной стороны, твоим внутренним желанием, а с другой стороны, какой-то внутренней зрелостью человека или спецификой того, для чего ты что-то делаешь.
С одной стороны, нельзя просто так выполнять какую-то деятельность «для себя» абстрактно, ты ведь в обществе находишься и зависишь от общества. В этом смысле у меня нет эскапистских настроений [эскапизм — бегство от действительности ].
С другой стороны, сейчас почему-то каждый человек ассоциирует себя с каким-то видом деятельности или стилем жизни. Нет такого понятия, как просто хороший или разносторонне развитый человек. Ценность личности не измеряется по профессии, по престижности профессии и, соответственно, по заработку. У меня такое ощущение, что ты обязан иметь какой-то набор определённых качеств и эти качества должны быть отражены во всём твоём поведении, стиле, в инстаграме. Ты должен найти себя и постоянно показывать, что ты тот или иной, позитивный или негативный. У тебя должен быть какой-то продукт — то, чем ты занимаешься. Или ты психолог, или ты шьёшь платья, или делаешь скрапбукинг или открытки, или вяжешь. Или ты астролог, или гинеколог и блогер, или учитель пения и модель, или йога-инструктор, или занимаешься фламенко и архитектурой, или ты любишь свою семью. Это явление можно понять как попытку показать себя частью интеллектуального класса в постиндустриальном обществе. На мой взгляд, это попытка, конечно же, продать самого себя наилучшим образом. Как товар в магазине, только сам человек становится таким товаром.

Художница: blackandwhitehut
© Журнал «СИЗИФ OF ТРУД»‎
О нас
Интервью
Написать нам