Какой предмет самый тяжёлый?
Мастерство актёра. Потому что на движении ты тратишься физически, на лекциях ты тратишься умственно. А на мастерстве ты тратишься физически, умственно, душевно, психически — всё из тебя выжимается. Но никто не заставляет тебя что-либо делать.
После первого курса происходит чистка. Отчисляют, так скажем, за профнепригодность. Но в основном отчисляли за прогулы. У нас, например, отчислили двух мальчиков за плохую речь. У одного был говор, который он так и не исправил. Не помню, откуда он был, но говор был сильный. А у второго была проблема — непонятная речь, как бормотание. Тебе могут рассказать, как исправить, но если ты сам не будешь этого делать — ничего не изменится.
Наша профессия предполагает практическое применение всех твоих навыков. На первом курсе занимаешься самыми азами, читаешь Станиславского, тренинги по нему. А то, что показываешь всяких обезьянок, собачек, — есть такой раздел, как оживление предметов, оживление кукол и наблюдение за животными и за людьми. Ты наблюдаешь за животным, а потом ты приходишь и показываешь его. Некоторые педагоги хотят увидеть в этом что-то комическое. А у нас было наоборот: педагог, которая сажала нас в полукруг, щёлкала на тебя пальцем, и ты, значит, пошёл показывать, что ты готовил дома, с места в карьер. Она могла через секунду сказать — так, всё, ушёл! Потому что она говорит — кот! А глаз не кошачий! Всегда очень серьёзно к этому относилась. Мы действительно ходили в зоопарк, сидели на ютубах с этими видео. Мы ей просто до потери пульса доказывали — ну вот так он делает. Она говорит — нет.
А потом начинаются уже этюды на литературной основе. Это когда ты моделируешь ситуацию. То, что потом превращается в отрывки из произведений, в спектакли. Это такой метод — чтобы взять на себя какую-то ситуацию в образе персонажа, ты должен сам сначала научиться. Например, ситуация — я и мой молодой человек ругаемся, потому что он ревнует. Чтобы потом это играть как персонаж, ты сначала должен понять, как на это реагируешь в жизни. Потому что есть такая вещь, что в жизни мы всегда знаем, что делать. Но когда ты выходишь на сцену, случается термоядерный зажим, и ты вдруг резко ничего не видишь, не слышишь человека, который рядом, и реагируешь абсолютно неестественно. И эти этюды — в первую очередь раскрепощение, поиск, изучение своего актёрского аппарата. Нас так учили: изучай своё тело, свой организм, чтобы потом ты мог максимально эффективно пользоваться им в работе.
Там столько всего в учебном процессе. Это четыре года бесконечных впечатлений каждый день.
Да, надо быть постоянно актуальным. Грубо говоря, всегда нужно быть в теме. Причём это не в смысле каких-то общественных событий. У нас даже был такой тренинг — ты садишься на край стульчика, прямая спина и ноги так, что ты в любой момент должен встать. Ты не расслабленно сидишь, а сидишь в позе наизготовку. И так мы сидели на выдержку. Либо если кто-то себя плохо вёл на занятиях по мастерству, могли посадить — так и сиди, тренируй силу воли.